1. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений. Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются компанией для внутреннего пользования.
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение предприятия в течение отчетного периода и обусловили изменения в первых трех элементах. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности, среди которых во всех странах основными являются Баланс и Отчет о прибытках и убытках. Основными методами анализа отчетности служат:• чтение отчетности;• горизонтальный анализ;• вертикальный анализ;• трендовый анализ;• расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности — это изучение абсолютных показателей. представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100 процентов.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и элиминирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой.
Такая информация должна содержать сведения, необходимые для: • оценки текущего финансового положения предприятия, его активов, обязательств и собственного капитала, а также оценки изменений в этих статьях за определенный период;• оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы, времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска; • принятия инвестиционных решений и решений по выбору источников финансирования.
Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия, представлены в балансе. Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования — с другой (пассив). Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия. Однако для финансового менеджмента необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды, и являются базой предстоящих финансовых решений. К этим показателям относятся:• общая стоимость активов предприятия;• доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов; * доли вложений в физические и финансовые активы в общей сумме активов;• общая стоимость собственного капитала:• прирост стоимости вложенного капитала;• стоимость заемного капитала;• доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.
2. Основные показатели, отражающие финансовое положение предприятия.
Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса находится критерий ликвидности (способность превращения средств предприятия в денежную наличность), являющийся одним из наиболее важных показателей финансового менеджмента. Долгосрочные активы — это средства, которые используются в течение более чем одного отчетного периода, приобретаются с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Основные средства и внеоборотные активы». Краткосрочные активы или оборотные средства (активы) — это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены в балансе во втором и третьем разделах актива.
Для принятия финансовых решении важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов: • денежные средства; • краткосрочные финансовые вложения; • дебиторская задолженность; • материально-производственные запасы.
Наиболее ликвидная часть оборотных активов — денежные средства. Деловая репутация фирмы и возможные конъюнктурные осложнения обязывают предприятие иметь определенный денежный запас. Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. дебиторская задолженность, т. е. причитающиеся фирме, но еще не полученные ею средства. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, т. е. исходя из той суммы денежных средств, которая должна быть получена при погашении этой задолженности. Материально-производственные запасы — это материальные активы, которые предназначены для:• продажи в течение обычного делового цикла;• производственного потребления внутри предприятия;• производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции. МПЗ являются наименее ликвидной статьей из всех статей оборотных активов.
Основные средства (активы) — это средства длительного пользования, имеющие материальную форму. В эту категорию средств включаются здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт и др. На все статьи реальных основных средств начисляется амортизация.
нематериальные активы. В эту статью включаются средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие компании доход. К неосязаемым активам относятся патенты, товарные знаки, торговые марки, авторские права, лицензии, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, затраты на разработку программного обеспечения. На нематериальные активы начисляется износ как и на другие средства, срок службы которых превышает один год.
долгосрочные финансовые вложения, т. е. вложения в ценные бумаги других компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года. Вместе со статьей краткосрочных финансовых вложений данная статья отражает деятельность компании на финансовом рынке.
В пассиве баланса отражаются решения компании по выбору источника финансирования. Для целей финансового менеджмента необходимо выделить следующие группы статей пассива:• краткосрочные обязательства;• долгосрочные обязательства; • собственный капитал. Краткосрочные обязательства — это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течение сравнительно непродолжительного периода (обычно не более одного года). Долгосрочные обязательства — это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей при долгосрочной аренде. собственный капитал- Для финансового менеджера важно выделение в данной группе статей вложенного капитала и накопленной прибыли. Вложенный капитал — это капитал, инвестированный собственниками. Нераспреленная прибыль — это прибыль за вычетом налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы своего существования.
3. Финансовые результаты отчетного года. Показатели, отражаемые в отчете о прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках отражает такие важные для финансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогооблагаемая прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на: основную или операционную деятельность ,финансовую, чрезвычайные
в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели: Показатели доходов и прибыли:
а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) — это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок.
б) валовая прибыль от реализации — чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию.
в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) — валовая выручка от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
г) прибыль от финансовой деятельности — сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.
д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности — сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности; е) чрезвычайные прибыли;
ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль — это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли — показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период.
з) чистая прибыль (чистый убыток) — прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия.
Показатели расходов предприятия:
а) себестоимость реализованной продукции. В данную статью включаются только производственные на материалы, заработную плату и производственные насадные расходы; б) общехозяйственные и коммерческие расходы; в) расходы по финансовой деятельности. г) чрезвычайные расходы.
Показатели, характеризующие движение денежных средств (денежных потоков)
Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств за отчетный период, определять изменения основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете статьи отражаются не в момент поступления или выплаты денег, а в момент совершения операции. Для анализа движения денежных средств может использоваться форма № 4 .Основой анализа является разделение денежных потоков по сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (текущей, операционной), инвестиционной, финансовой. Основной целью такого разделения является выявление того, из каких источников получены денежные средства за период: от основной деятельности по производству и реализации продукции, от реализации активов предприятия, в том числе финансовых, или вследствие эмиссии акций и привлечения кредитов. Подобный анализ помогает оценить перспективы деятельности предприятия.
4. Бизнес-план хозяйствующего субъекта. Финансовое прогнозирование как основа финансового планирования.
Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых
показателей.Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах.он может состоять из следующих разделов:1. организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта иего бизнес-плана;2. вид продукции и услуг;3. оценка рынка сбыта продукции и услуг;4. конкуренция;5. маркетинг и продажа;6. план производственно-торговой деятельности;7. менеджмент;8. оценка риска и страхование;9. финансовая стратегия и финансовый план;10.приложения.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное.
В России выделяют 4 типа бизнес-планов:1. Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.2. Бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств.3. Инвестиционный бизнес-план.4. Бизнес-план финансового оздоровления (санации).
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т. е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей во внешнем финансировании.
основные шаги прогнозирования потребностей финансирования:1. Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами. 2. Составление прогноза переменных затрат. 3. Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для достижения необходимого объема продаж. 4. Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников с учетом принципа формирования рациональной структуры источников средств.
Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них — так называемый бюджетный — основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод, «методе процента от продаж» (первая модификация) и «методе формулы» (вторая модификация).