1. Причины несостоятельности предприятия. Основные понятия, содержание и задачи анализа финансового состояния предприятия.
2. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятия. Анализ и оценка возможностей восстановления платежеспособности.
Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:
совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;
принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;
приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников
создание института арбитражных и конкурсных управляющих. Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН). ФСДН выполняет следующие функции:
анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
проводит работу по формированию принципов, критериев оценки неплатежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Действия ФСФО России:
– утверждение методических указаний по проведению экспертизы финансового состояния неплатежеспособных организаций, ведение учета юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной с проведением такой экспертизы;
– осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением организациями-должниками принятой законодательством Российской Федерации дисциплины платежей и расчетов;
– проведение анализа финансового состояния организаций-должников и принятие решения о признании их неплатежеспособными, определение порядка ведения учета неплатежеспособных организаций и ведение такого учета;
– оформление заключений по вопросам, связанным с определением несостоятельности (банкротства) и финансовым оздоровлением организаций, в том числе по вопросам о платежеспособности организаций, наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, реальной возможности восстановления платежеспособности организации должника, обязательствах, связанных с особенностями банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц, планах финансового оздоровления организации-должника, возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о его несостоятельности (банкротстве), результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ – должников.
Возложение на этот государственный орган ответственности за финансовое здоровье предприятий подкреплено соответствующей организацией ее работы на местах.
3. Возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Права и обязанности должника. Понятие и значение экономического анализа хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.
4. Процедура наблюдения. Анализ имущественного положения предприятия.
Одним из этапов анализа имущественного положения является оценка качественного изменения в структуре имущества неплатежеспособного предприятия. Качественное изменение имущественного положения характеризует ряд показателей:
Показатели качественного изменения имущественного состояния организации
Наименование показателя Формула расчета
1. Удельный вес капиталовложений и денежных средств в имуществе предприятия (К1) К1 = ст.120ф.1 + ст.210ф.1 + ст.260ф.1 /ст.300ф.1
2. Удельный вес дебиторской задолженности в структуре имущества (К2) К2 = ст.230ф.1+ст.240ф.1/ ст.300ф.1
3. Удельный вес запасов в структуре имущества (К3) К3 = ст.210ф.1 / ст.300ф.1
4. Удельный вес денежных средств в структуре имущества (К4) К4 = ст.260ф.1/ ст.300ф.1
5. Коэффициент мобильности оборотных средств (К5) К5 = ст.290ф.1/ ст.300ф.1
6. Коэффициент стабильности оборотных средств (К6) К6 = ст.260ф.1 / ст.290ф.1
5. Порядок проведения собрания кредиторов. Структура баланса предприятия, его аналитические группировки.
6. Досудебная санация. Анализ деловой активности предприятии.
7. Финансовое оздоровление. Анализ ликвидности и платежеспособности.
8. Внешнее управление. Система критериев для оценки несостоятельности (банкротства).
9. Конкурсное производство. Анализ рентабельности предприятия.
10. Мировое соглашение. Анализ финансового состояния предприятия.
11. Антикризисное управление и регулирование. Анализ состава и динамики прибыли предприятия.
12. Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства. Маржинальный анализ.
Порядок определения признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства
После возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве вводится процедура наблюдения и назначается временный управляющий. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд может назначить экспертизу для выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника. Цель такой экспертизы - обоснование наличия или отсутствия неправомерных действий в отношении организации должника и его кредиторов.
Указанные действия представляют собой уголовные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Статья 196 УК РФ предусматривает ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб. Данное деяние наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Статья 197 УК РФ содержит состав -фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб. Виновный в этом случае наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Признаком фиктивного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме па дату обращения должника и арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным, (банкротом). Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными активами:
На основании рассчитанной величины Коб делают следующие выводы о наличии признаков фиктивного банкротства:
• если значение показателя Коб > 1, то имеются признаки фиктивного банкротства;
• если значение показателя К06 < 1, то признаки фиктивного банкротства отсутствуют.
С целью выявления признаков преднамеренного банкротства проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, который осуществляется в два этапа:
1) рассчитываются показатели, характеризующие изменения в обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами, имевшие место за период проверки;
2) анализируются условия совершения сделок должника за этот же период, повлекшие существенные изменения в показателях обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
В случае, если на первом этапе установлено существенное ухудшение показателей, обеспечивающих обязательства, проводится экспертиза сделок должника за тот же период, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей. Если обеспеченность требований кредиторов за период проверки существенно не ухудшилась, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют. Если обеспеченность требований кредиторов существенно ухудшилась, но сделки, совершенные должником, соответствуют существовавшим рыночным условиям, нормам и обычаям делового оборота, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
Преднамеренное банкротство
Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 73-ФЗ)
Фиктивное банкротство
Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
13. Структура имущества предприятия, способы формирования, динамика в разрезе отчетных периодов.
14. Прогнозирование банкротства предприятия. Банкротство в Российском законодательстве. Его эволюция и признаки.
15. Порядок рассмотрения дел о банкротстве. Система критериев для оценки несостоятельности предприятий и их расчет по современной отчетности.
Порядок рассмотрения дел о банкротстве
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Подведомственность и подсудность дел о банкротстве
1. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина.
2. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем десять тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
3. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
должник;
арбитражный управляющий;
конкурсные кредиторы;
уполномоченные органы;
федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Срок рассмотрения дела о банкротстве
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Полномочия арбитражного суда
1. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
решение об отказе в признании должника банкротом;
определение о введении финансового оздоровления;
определение о введении внешнего управления;
определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
определение об утверждении мирового соглашения.
2. Судебные акты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также иные предусмотренные Федеральным законом судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.
16. Механизм государственного регулирования кризисного состояния предприятий. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
17. Анализ развития системы правового регулирования несостоятельности за рубежом. Анализ производственного потенциала неплатежеспособного предприятия.
18. Зарубежный и отечественный опыт прогнозирования банкротства.
19. Понятие кризиса социально-экономического развития. Типы кризисов. Анализ и оценка имущественного положения предприятия.
Организации постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями. Кризисы могут отличаться по масштабу, длительности. Они никогда полностью не повторяются облад. индивидуальными особенностями. В теории антикризисного управления есть свои методы, инструменты, технологии, однако насколько искусно они будут использованы, зависит от опыта, навыков, интуиции кризисных управляющих. Нельзя выработать один алгоритм, строгую последовательность шагов, гарантирующих преодоление кризиса. Кризисом можно эффективно управлять и таким образом минимизировать его разрушительные и негативные последствия.
Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск».
Социально-экономическая система имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.
Функционирование — это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.
Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях, изменяющейся среды.
Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях. Функционирование характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека.
Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Новое качество. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности.
Циклическая тенденция развития отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные: явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса.
Рассмотрим основные причины кризисов или событий, которые порождают кризисные ситуации, а также их последствия.
Финансовые результаты ниже ожидаемых. Компании сталкиваются с кризисами, когда результаты их деятельности не соответствуют ожиданиям собственников, акционеров, сотрудников, рыночных аналитиков или СМИ. Снижения уровня доверия.
Увольнения сотрудников, сокращения. Почти каждое увольнение, прием на работу, сокращение влияют на ожидания работников, снижают степень их лояльности и порождают чувства неопределенности в отношении будущего.
Низкий моральный дух персонала. Из-за чрезмерной рабочей нагрузки сотрудников, ненадлежащего обращения с ними и т.п. Неудовлетворение от работы, вследствие реальной или кажущейся недооценки их вклада в достижение организационных целей.
Корпоративные тяжбы. Каждая компания неизбежно сталкивается с ситуацией предъявления к ней исков и вынуждена время от времени участвовать в судебных разбирательствах.
Жалобы по вопросам дискриминации, беспокоящие организации. Жалобы людей, считающих, что они стали жертвами несправедливого обращения с ними.
Негативное освещение в СМИ. Успешный бизнес — это тот бизнес, который поддается контролю. Не могут управлять поведением СМИ.
Слухи, приносящие вред. Распространение мифов и слухов относительно дел в организации также может стать причиной кризиса. Такие слухи чаще всего исходят от бывших сотрудников или провоцируются конкурентами.
Изъяны продукции и проблемы качества. Это могут быть достаточно простые проблемы, или же проблемы, по масштабам приближающиеся к катастрофе, Они чреваты отзывом какого-либо продукта с рынка, ликвидацией отдельного бренда или всей продуктовой линии.
Ошибки в технологии. Вирусы и технологические дефекты приводят к сбоям в компьютерной сети фирмы или даже являются поводом для прекращения ее работы. В результате предоставляется неправильная информация.
Действия недовольных настоящих или бывших сотрудников. Недовольство одного или нескольких сотрудников может превратиться в озлобленность и в конечном итоге сделать их врагами организации. Кризис подобного рода, как правило, имеет долговременные последствия. Данный вид кризисов является наиболее сложным с точки зрения возможностей управления и выхода.
Несчастные случаи на работе. Такие инциденты чаще всего происходят на производстве. Разрушения доверия к организации. Если подобным ситуациям не уделять должного внимания, то последствия могут оказаться угрожающими.
Внезапная смерть руководителя или потеря им работоспособности. Каждая компания имеет, по крайней мере, одного менеджера высшего звена, президента или генерального директора, вице-президента или коммерческого директора. Кризис может произойти, если одна или несколько из этих ключевых фигур на предприятии внезапно умирают или теряют работоспособность.
Потеря основного клиента. Чем значительнее доля этого клиента в бизнесе компании, тем стремительнее будет развиваться кризисная ситуация. Отразится на позиции на рынке и ослабит конкурентные преимущества. Предотвращение и предупреждение подобных кризисов относится к компетенции менеджеров по антикризисному управлению.
Пени и штрафы. Кризис в компании может быть обусловлен действиями со стороны местных или федеральных государственных органов, в частности процедуры проверки правомерности деятельности организации. Если размер штрафа достаточно большой, то компания вынуждена будет выплачивать его в течение длительного периода времени, это будет негативным образом сказываться на результатах коммерческой деятельности и ее репутации.
Ущерб, вызванный форс-мажорными обстоятельствами. На работу организации могут повлиять наводнения, ураганы, землетрясения, грозы и другие неблагоприятные явления природы, вплоть до закрытия определенных видов деятельности, заметного сокращения производительности.
Бойкоты, забастовки, пикеты. Причиной бойкотов и забастовок нередко является недовольство большинства сотрудников действиями компании. Компания не реагирует на мнение сотрудников и не прислушивается к нему. Кризис развивается, когда ситуация становится неуправляемой и ведет к сокращению производства и продаж, снижению производительности и морального уровня.
Угроза враждебного поглощения. Конкуренты, финансовые группы, другие юридические или физические лица могут начать скупку акций компании, одновременно предпринимая действия, снижающие ее стоимость.
Чаще всего одна причина порождает следующие, которые могут выходить на первый план, угрожая существованию организации
20. Отечественный опыт развития системы правового регулирования несостоятельности (банкротства). Анализ деловой активности неплатежеспособного предприятия.